Добавить в избранное
Люк Бессон

Эпизод длиною в 80 лет...

Вчера Эльдару Рязанову исполнилось 80 лет. С юбилеем Эльдара Александровича правительственной телеграммой поздравил президент Путин. Давний друг, Олег Басилашвили преподнес в подарок букетик привезенных из Австралии ландышей. На состоявшемся 13 ноября в театре Оперетты вечере были приглашенные за счет городского бюджета ветераны войны и труда. Тема для фильма «Гараж-2»…

Рязанов снял столько культовых фильмов, что и сам может считаться человеком культовым. Однако Рязанов относится к себе самокритично. В этой способности — залог и творческого и человеческого долголетия. Тем не менее, он народный артист, у него две государственные премии, грудь – в орденах, статуэтки «Ники». Он дважды участвовал и в Каннском фестивале. Первый раз – в самом начале своей великолепной карьеры, в 1955 году, с документальным фильмом «Остров Сахалин», второй – с «Вокзалом для двоих», в 1983 году. «Пальмовую ветвь» Рязанову не дали. Но так ли это важно?

Важно другое. Рязанов — режиссер-романтик, создавший галерею великолепных фильмов, без которых отечественный кинематограф ХХ века видится выхолощенным, лишенным теплоты и обаяния. Это Рязанов открыл зрителям Людмилу Гурченко, это он, начинавший как кинодокументалист, снял первую «оттепельную» кинокомедию, «Карнавальную ночь». Это он, наряду с салатом оливье, мандаринами и прочим, каждый Новый год оказывается практически в каждом доме с «Иронией судьбы». Это у него снимались лучшие актеры. Двадцать шесть фильмов. Кажется, у Вуди Аллена меньше. Вот только Рязанов не играет на кларнете.

Говорят, что за рубежом разговорный русский язык изучают по фильму «Ирония судьбы». Что ж, получается – Рязанов ещё и чрезвычайный и полномочный посол. Но для нас, остающихся на обгрызенной «одной шестой», Рязанов — скорее, создатель энциклопедии русской жизни. Экранизации оперетт («Гусарская баллада»), пьес Островского («Жестокий романс»), соседствуют у Рязанова с собственным, оригинальным «продуктом». Тут и сатира «Гаража», и тонкая лирика «Берегись автомобиля», и балансирование на грани чернухи в «Небесах обетованных» и «Старых клячах». Во многих фильмах Рязанов оставлял, словно Хичкок, небольшую роль и для себя самого. Так он проспал у бока бегемота всё тот же «Гараж», он же в роли начальника станции, объяснял герою Басилашвили из «Вокзала для двоих», что уехать ему никак не удастся.

Сила Рязанова – в точном следовании собственному направлению. Он один из немногих режиссеров, кто может позволить себе делать только то, что интересно в первую очередь ему. И это раздражает как завистников, так и тех, кто считает, что время Рязанова прошло, что сейчас кино должно быть исключительно «энтертаймент». Эти люди, как говорят психологи, впадают в ошибку стимула: прочитав на заставке перед фильмом, в названии кинокомпании слово entertaiment, они слепо верят прочитанному, ожидая развлечения, развлечения и только развлечения. А вот Рязанов – человек старого замеса. Таких уже не делают. Он, при всем своем опыте, ошибках и победах, до сих пор верит, что кино, развлекая, может изменить мир. Это чувствуется в каждом из его фильмов. И что поразительно – фильмы Рязанова действительно меняли мир к лучшему. Другое дело, что изменение это не было устойчивым. Оно не превращалось в тенденцию. Но по этой части к самому Рязанову претензий быть не может. Тут надо спрашивать уже не с него, а со зрителей. С нас с вами.

А Рязанову хотелось бы пожелать, чтобы «Андерсен. Жизнь без любви» не оказался последним фильмом.



Источник: www.prs.ru
   
© 2007
создание сайтов
фирменный стиль, разработка фирменного стиля